Регулировка звука. Что такое Volume, Bass и Treble. Часть 2.
В предыдущей части материала мы кратко рассмотрели, для чего существуют основные регулировки уровня звука. В этой — продолжим тему, перейдя ближе к практическим её аспектам.

Рукоятки Bass и Treble, как уже было сказано, являются базовой формой эквализации, то есть регулировки уровня громкости разных частотных диапазонов внутри одного звукового сигнала. По умолчанию обе ручки регулировки находятся в ровном положении, посередине, на 12-ти часах. При вращении каждой из рукояток по часовой стрелке — уровень громкости соответствующего частотного диапазона увеличивается, при вращении против часовой стрелки — уменьшается. Повышать уровень громкости, например, низких частот можно и не трогая соответствующую им рукоятку Bass, а просто понижая уровень громкости противоположного диапазона высоких частот с помощью рукоятки Treble и одновременно поднимая общий уровень громкости с помощью рукоятки Volume — так становятся громче и низкие, и средние частоты. Использование всех трёх рукояток с помощью такого «вычитательного» метода позволяет добиваться лучшего результата и эффективно управлять средними частотами.

В отличие от готовых и фиксированных цифровых предустановок, свойственных более простым и дешёвым системам, и зачастую принуждающих к открытию меню и ожиданию, тем самым демотивируя использовать их, осуществление регулировок на моделях Bengher позволяет слушателю подойти к процессу коррекции более ситуативно, гибко и творчески. Ведь в действительности не существует таких универсальных, лучших настроек, которые подходили бы одинаково для разных случаев — помещений, записей, слушателей. Баланс зависит от слишком многих факторов и условий и требует аккуратности. Было бы очень сложно говорить о том, как правильно управлять этими настройками звука при воспроизведения записи, без понимания того, что именно мы воспроизводим, какую музыку, и как была произведена запись, какие творческие и технические решения влияли на её частотные характеристики, где мы воспроизводим эту запись, и то, какие объективные физические ограничения следует учитывать при всём этом. Поговорим об этих важных деталях по порядку.
Музыкальные исполнители записываются в студиях и на концертах с помощью технологии многоканальной записи. Это означает, что сигналы с микрофонов каждого из вокалистов и сигналы с каждого инструмента поступают отдельно на свой канал, независимый от других, или даже на несколько каналов, как, например, в случае с барабанами. Для того, чтобы из всех этих многочисленных записей получился готовый продукт, то есть единая запись, звучащая сбалансированно и приятно для человеческого уха, в работу вступают инженеры сведéния. Под их рукой достаточно обширный инструментарий, главным и наиболее часто используемым в котором является та же самая эквализация. Звуки, производимые музыкальными инструментами очень разнообразны, от простых практически синусоидальных волн до очень сложных и изобильных тональностей, соответственно они могут находиться в как в очень узких, так и в очень широких частотных диапазонах. Поэтому для того, чтобы инструмент давал «место» другим инструментам в конкретном частотном диапазоне, ему необходимо «придание формы», то есть частотная фильтрация, с помощью применения эквалайзера к каждому каналу в отдельности или к группам каналов записанного сигнала. Только так все элементы записи могут быть различимы, а общее звучание записи — цельным, чётким и чистым, а не перегруженным и сложным для восприятия слушателя. На следующем этапе создания музыкальных записей — этапе мастеринга — инженерами добавляются ещё более скрупулёзные настройки эквалайзера ко всей записи, чтобы создать как можно более идеальное звучание для конкретного носителя или формата, таким образом, чтобы запись производила сильное первое впечатление на потенциального покупателя.

Цепочка профессионалов, кропотливо работающих при создании записи над идеальным частотным балансом, определяет финальное звучание, но и она в свою очередь определяется творческими целями, тем, к какому музыкальному жанру и стилю относится запись. Используя анализатор спектра применительно к разным записям мы можем установить частотные характеристики типично свойственные разным музыкальным жанрам. Конечно, не будем забывать о том, что стоит с аккуратностью относиться к обобщениям: гитара Джими Хендрикса, например, отличается от гитары Джорджа Харрисона, хотя в обоих случаях мы используем определение «рок». Стилевые и региональные особенности в рамках того, что принято считать одним жанром, могут сделать спектральное распределение кардинально иным: так традиционно рэп-музыка Хьюстона, города огромных расстояний и слабо развитого общественного транспорта, изобиловала низкими частотами специально для автомобильных сабвуферов, в отличие от рэп-музыки города-родоначальниика жанра, Нью-Йорка, где типичный слушатель как правило не имел личного транспорта и слушал музыку в наушниках. Тем не менее постараемся взглянуть на общие, повторяющиеся тенденции звуковой картины основных жанров, для того чтобы понять, какие регулировки при воспроизведении могли быть более подходящими или же менее подходящими.

Поп-музыка. Как подразумевает название жанра, продюсеры и студийные инженеры в данном случае работают над звуком таким образом, чтобы запись могла достигнуть как можно более широкую аудиторию и в самых разных местах, в том числе общественных. Для этого звуковые частоты балансируются таким образом, чтобы песня звучала, во-первых, универсально громко, и во-вторых, как можно более похоже и узнаваемо на самых разных типах воспроизводящего оборудования, от очень больших спикеров до штатных автомобильных радиоприёмников и до самых популярных и не всегда наиболее качественных наушников. Анализ спектра типичной записи, которую можно услышать по радио, действительно показывает достаточно ровную, плоскую картину, с «приподнятыми» амплитудами вдоль по всему слышимому спектру, и с особым фокусом на голосах вокалистов. Хорошо сделанная поп-музыка позволяет в большинстве случаев оставить рукоятки Treble и Bass на вашей колонке в ровном положении по умолчанию и не требовать дополнительной коррекции. Это неплохая исходная точка, допускающая дальнейшие небольшие коррекции по вкусу.

Техно и электронная танцевальная музыка. Если взглянуть на частотный отклик, характерный для типичной записи жанра, в первую очередь обращает на себя внимание, насколько по сравнению с остальными частотами усилена нижняя часть спектра. В особенности звуки в районе 80Гц, соответствующие сильной басовой линии — традиционно монофонических синтезаторов — и большому барабану, называемому также в обиходе «бочкой», необходимых по замыслу продюсера для того, чтобы создавать энергию на танцполах для больших групп людей. На верхней части спектра заметно усиление после 5кГц, связанное с акцентуацией металлических хай-хэтов и прочих перкуссионных элементов, помогающих приводить в движение ритм записи и также являющихся неотъемлемым элементом танцевальной музыки. Остальная часть кривой частотного отклика остаётся относительно плоской, где понемногу подчёркнуты все остальные частоты. Цель музыкальных продюсеров здесь — создание громкой, ударной музыки. Соответственно, для домашнего прослушивания на своей колонке можно повернуть против часовой стрелки как Treble, так и Bass, для того, чтобы придать баланс и сфокусировать внимание на более мелодичных элементах, расположенных в средних частотах и нижнем диапазоне высоких.

Классическая музыка. Сложно обобщать камерную, симфоническую и оперную музыку, но в целом для академической музыки характерен заметный сильный спад в диапазоне верхних частот, что ожидаемо от акустических инструментов и звука, не включающего в себя быстрых и агрессивных ударов по тарелкам, синтезаторов с обертонами или усиления частот для формата коммерческих радиостанций. В то же время присутствует способное удивить некоторых достаточное количество баса, благодаря литаврам, большим оркестровым барабанам и контрабасам.

Фолк и акустическая музыка. Особенный жанр для аудиофилов и энтузиастов хорошего оборудования Hi-Fi. Сюда же можно отнести записи отдельных стилей джаза. Характерно частотное распределение ещё более узкое, чем в записях классической музыки, благодаря отсутствию значительного количества барабанов и баса. Из-за подобного минимализма на первый план выходят подробные детали в звуке вокала, гитар и других инструментов среднего частотного диапазона, что и делает эту музыку прекрасным выбором для домашнего прослушивания на качественной аппаратуре.

Рок-музыка. Конечно же здесь наблюдаются сильные низкие частоты, соответствующие бас-гитаре и барабанам, но определяющим с точки зрения частотных характеристик является тот факт, сколько много всего происходит в диапазоне 500Гц-3кГц, то есть в основном в средних частотах: ритм-гитары, соло-гитары, вокал и так далее. Высокие частоты не так сильно выражены как в техно из-за меньшего количества электронных инструментов, хотя тарелки и некоторые педали эффектов для гитар могут добавить также существенное количество энергии в верхнем диапазоне. В целом довольно гармоничная, сбалансированная картина, напоминающая частотные характеристики классической музыки, но с более высоким уровнем высоких частот.

Хип-хоп и R&B. Как и в рок-музыке — значительный упор на средние частоты, благодаря голосу, клавишным, гитарам, синтезаторам, при этом заметно больше баса. Нижний диапазон средних частот, между 200 и 300Гц, разгружен, что обычно приводит к общему не перегруженному, достаточно чистому звучанию, отличающему R&B и хип-хоп.

В среде аудиофилов зачастую принято считать, что каждый раз когда слушатель меняет уровни высоких и низких частот на своей аппаратуре, он идёт против того, на что профессионалы музыкальной индустрии потратили долгие часы в поисках совершенства, и тем самым портит «чистоту» звука. Если гитарист буквально применил эквализацию на своей гитаре и на усилителе, затем её применил инженер звукозаписи, далее инженер сведения, после чего инженер мастеринга — нужно ли это заново делать ещё слушателю каждый раз, когда он переключает песню в своём плейлисте, или он может просто расслабиться и позволить делать специалистам свою работу правильно? Подобный вопрос подразумевает предположение, что записи безупречны, но это тоже не так. В некоторых просто-напросто недостаточно баса, в некоторых — слишком много, некоторые звучат слишком ярко, и некоторые — слишком скучно и так далее. Студии звукозаписи не всегда имеют универсальную калибровку. Но самое важное, подобный вопрос ложно подразумевает, что акустически безупречны наши комнаты, в которых происходит воспроизведение. По-настоящему услышать звук таким, каким его задумал артист, достижимо, наверное, только в той студии звукозаписи, в которой производилась работа над ним.

Помещение, в котором непосредственно происходит воспроизведение записи является заключительным и критически важным звеном в цепи потребления музыки. Любая комната, не важно, насколько хорошая, радикальным образом изменяет звук, воспроизводимый спикерами. Комната сама по себе выступает как эквалайзер, посредничая между спикерами и ухом, усиливая одни частоты и ослабляя другие. Подобное изменение в частотном отклике может достигать 30Дб в низких частотах, добавляя значительную окраску музыке. Более того, комната на некоторое время способна сохранять и высвобождать энергию на отдельных частотах, приводя к тому что некоторые ноты баса «висят» в комнате дольше. Это приводит к более густому звуку и меньшей чёткости в басе, снижая вместе с тем чувство динамического драйва. Среди инженеров Hi-Fi-оборудования иногда бытует даже выражение, что продукту, «железу» подвластен полный, 100%-й контроль только над звуковыми частотами выше 700Гц, 50%-й контроль над средними частотами от 300Гц до 700Гц, и лишь 20%-й контроль над частотами ниже 300Гц, то есть басом. Это отражает возрастающее влияние самой комнаты на точность воспроизведения и слушательского восприятия. Комната придаёт бóльшую окраску, чем любой из компонентов аудиосистемы — предусилитель, усилитель или спикеры.

Корректировки очень сложны, потому что сложна сама акустика многообразных помещений, и в идеале для того, чтобы корректно компенсировать частотную окраску помещения, необходимо произвести акустические измерения помещения с помощью микрофона и последующий анализ частотного отклика. Если не прибегать к таким скрупулёзным методам, можно вспомнить основы акустики.

Когда звук сталкивается с поверхностью, он поглощается, отражается или рассеивается ей. Мягкая поверхность, такая как ковёр или занавески, впитывает энергию в себя, потому что звук проникает в неё и распространяется по волокнам материала, а звуковая энергия превращается в очень малое количество тепловой энергии внутри абсорбирующего материала. Отражающие поверхности тверды и не позволяют звуку проникать в себя — почти вся энергия отражается назад к источнику. Звук отражается под равным углом и ведёт себя подобно свету и другим электромагнитным волнам. При рассеивании же звук, перемещающийся в одном направлении, превращается во много разных звуков с менее высокой амплитудой, перемещающихся в много разных направлений: это вызывается поверхностями сложных форм в том случае, когда её структуры близки по размеру длине волны звука, который попадает на них — выпуклые поверхности ведут себя как рассеиватели, в то время как вогнутые делают противоположное, концентрируя звук в точку. Спикеры излучают звук во всех направлениях, и большинство из того, что мы слышим в типичной комнате — это уже отражённый звук, поэтому для точного восприятия помимо регулировок важным является и положение колонок в комнате, точно также, как и положение слушателя. Наконец, важно понимать, что комната является закрытым пространством, то есть по сути контейнером с воздухом. Под воздействием звуковых волн воздух способен резонировать, то есть вибрировать с определёнными натуральными для себя частотами, в зависимости от физических параметров помещения, и подобный резонанс может повлиять, например, на окраску баса в ту или иную сторону, что тоже требовало бы коррекции. Как правило понижая уровень низких частот, поворачивая ручку Bass против часовой стрелки, можно достигнуть более чёткой и точной передачи сигнала.

Но если нельзя заранее дать простой готовый ответ на вопрос, как отрегулировать частоты правильно, можно предостеречь от того, как регулировать частоты не стóит. Некоторые слушатели используют средства эквализации, чтобы максимально добавить уровни громкости сразу всем частотным диапазонам, что является ошибкой и приводит к искажениям. В аудиотехнике под искажением понимается любая деформация звуковой волны на выходе по сравнению с формой звуковой волны сигнала на входе. Существует огромное число разновидностей звуковых искажений. В данном случае речь о нелинейных искажениях, называемых так, потому что они зависят от уровня громкости. Когда на входе в усилитель принимаются сигналы нескольких частот, на выходе помимо этих частот добавляются другие частоты, которых не было в исходном сигнале, соответственно, чем выше уровни частот, их амплитудные значения — тем сильнее и очевиднее для уха производимое нежелательное искажение. Искажение является физическим, техническим ограничением, все без исключения электрические цепи, называемые усилителями, от которых в аудиосистеме идёт сигнал непосредственно к спикерам — производят искажения. Помимо этого, не стоит забывать о такой простой вещи, что если в воспроизводимой записи присутствуют шумы, усиливая отдельные частоты мы усиливаем также громкость шумов. По этим причинам регулировки необходимо следует производить аккуратно и в меру.

Подытожив, можно сказать, что не существует универсального рецепта при использовании регулировок уровней частот, поскольку невозможно обобщить все кейсы и удовлетворить всем одним решением. Обычно балансировки частот установлены посередине, ровно, чтобы можно было услышать запись так, как она изначально задумывалась, ведь не напрасно за каждой профессиональной музыкальной записью стоит множество решений большого количества специалистов в своей области. Но не следует забывать о простой цели прослушивания музыки — получении удовольствия: всегда можно улучшить свой опыт прослушивания, тонко корректируя настройки в режиме реального времени, кастомизируя звучание записи в зависимости от вкусов и предпочтений, что и обеспечивает Bengher. Усиливая одни частотные диапазоны, можно придать дополнительную окраску записи. При этом в большинстве случаев слушателю лучше всего следовать в эквализации тому же общему студийному подходу: в первую очередь немного снижать громкость менее желательных частот, таким образом давая пространство другим частотам и достигая в итоге более чистого звучания